Логопед работает не только с детьми, но и с взрослыми. Дефекты речи стараются исправить в дошкольном или школьном возрастном периоде, но иногда они сохраняются и в более старшем возрасте. Существуют речевые нарушения, свойственные только взрослым людям. В таких случаях обращаются за помощью к логопеду.
Некоторые считают, что речевые недостатки нельзя исправить в более зрелом возрасте. Но при правильно составленной коррекционной работе специалист может их скорректировать.
Взрослым людям нужно приложить больше усилий для коррекции, потому как неправильное произношение закреплялось долгое время.
Но методики, подобранные с учетом индивидуальных особенностей, и квалифицированный специалист помогут скорректировать речь.
Виды нарушений и их этиология
В старшей возрастной категории встречаются не все виды дефектов речи. Чаще всего это неправильное произношение определенной группы звуков. Обычно к логопеду взрослые обращаются с просьбой исправить картавость или неправильное произношение звука Р. Реже – с нарушениями произношения свистящих, шипящих.
Этот дефект может быть проявлением стертой формой дизартрии, на которую не обратили внимание в детском возрасте, или это результат неправильной коррекционной работы.
Еще одна группа речевых нарушений, с которыми обращаются за логопедической помощью, – расстройства голоса и дикции. Они могут проявляться в:
- нарушениях силы голоса (слабый, слишком громкий);
- расстройствах тембра − у голоса назальный оттенок (гнусавое звучание);
- ускоренном или замедленном темпе речи;
- нечетком произношении звуков.
Причиной перечисленных расстройств является неправильная работа органов артикуляции или особенности их анатомического строения.
Более сложное речевое нарушение – заикание. Коррекция этого дефекта может занять длительное время, поэтому необходимо комплексное воздействие логопеда, невролога. Взрослым людям может понадобиться помощь психолога. Часто человек с заиканием стесняется своего дефекта и переживает, если после первых занятий нет заметного результата. Причины заикания:
- появление судорог в артикуляционном аппарате во время речи;
- несформированное речевое дыхание;
- особенности нервной системы;
- испуг.
При работе с заикающимися людьми важно создавать ситуацию успеха, объяснять важность и цель каждого занятия.
Еще одно сложное речевое нарушение – афазия, или распад речи. У человека сформированы речевые средства, но из-за органического поражения центров коры головного мозга возникает дефект произношения и понимания речи. Это может быть вызвано травмами головы или инсультом. В этом случае логопед заново учит человека общаться и составлять высказывания.
Реже к специалисту обращаются люди, имеющие дислексию и дисграфию – расстройства процессов чтения и письма. Обычно это клиенты, стремящиеся повысить свой уровень грамотности. Ведь ошибки при чтении и письме не всегда связаны с трудностями освоения грамматики. Логопед поможет скорректировать эти недостатки письменной речи.
Когда взрослые обращаются к специалисту
Если ребенка приводят к логопеду родители, или его речевое развитие обследуют в детском саду или школе, то взрослые люди самостоятельно обращаются за консультацией. Исключение – это афазия, потому что причины появления данного нарушения серьезные, ее лечат в медицинских учреждениях, где оказывают комплексную помощь.
Взрослые могут обратиться к логопеду, если человек:
- стремится повысить качество своей речи;
- выступает часто на публике или взаимодействует с людьми;
- чувствует психологический дискомфорт из-за своего недостатка.
Основная задача специалиста – мотивация пациента к совершенствованию речи, создание ситуации успеха. Специалист уточняет причину, по которой взрослый человек обратился к нему за помощью, чтобы найти к нему подход, повысить эффективность коррекционной работы.
Куда обращаться
Некоторые полагают, что логопед работает только в детском саду, школах и развивающих центрах. Но система логопедической помощи есть в некоторых медицинских учреждениях. Взрослые люди чаще всего обращаются именно в поликлиники, медицинские центры.
Можно записаться на консультацию в развивающий центр. Но не все чувствуют себя комфортно, занимаясь в месте, где находится большое количество детей. Для улучшения дикции взрослые люди записываются на специальные курсы по ораторскому искусству или сценической речи.
Если вы решили воспользоваться услугами частного специалиста, который будет заниматься с вами на дому, обязательно проверьте наличие у него диплома, подтверждающего его квалификацию.
Особенности диагностики
Логопед беседует с клиентом, спрашивает, имелись ли у него проблемы с речью в детские и школьные годы; занимался ли он со специалистами. Поэтому взрослому человеку нужно подготовиться к консультации, пообщаться с родителями, чтобы больше узнать о своем речевом развитии в раннем возрасте. Такой подход поможет логопеду точнее определить речевое нарушение и причины его появления.
Специалист смотрит на анатомическое строение органов артикуляционного аппарата и его работу. Затем просит выполнить задания на удержание определенной артикуляционной позы, дает динамические упражнения. Обращает внимание на сформированность речевого дыхания.
Логопед проверяет состояние произносительной стороны речи:
- правильно ли человек произносит все группы звуков;
- оценивает силу, тембр голоса;
- смотрит на общее состояние дикции.
Проверяется работа фонематических процессов (умение различать звуки в речевом потоке, владение навыками звуко-буквенного анализа), сформированность слоговой структуры.
При афазии, расстройствах письменной речи логопед проверяет импрессивный и экспрессивный словарь; сформированность грамматического строя, связной речи. Особенность диагностики пациентов с афазией – определение сохранности речевых компонентов. Ведь именно на их основе будет строиться коррекционная работа.
При заикании логопед обращает особое внимание на психологическое состояние человека и деятельность моторной сферы. Одно из главных направлений работы при коррекции этого речевого расстройства – нормализация мышечного тонуса. Поэтому специалист оценивает общую и пальчиковую моторику.
При дисграфии, дислексии логопед проверяет письмо и чтение. Проверка в этом направлении включает следующие задания:
- письмо под диктовку;
- списывание;
- чтение с использованием разных шрифтов;
- написание буквы на разных сторонах и частях листа;
- объяснение смысла прочитанного.
Существует несколько форм дисграфии и дислексии, обусловленных различными причинами. Необходимо сделать полное логопедическое обследование, чтобы определить точную этиологию и подобрать подходящие упражнения для коррекции.
Отличия взрослой логопедической практики от детской
Логопедическая работа со взрослыми имеет несколько важных отличий:
- Продолжительность коррекционной работы, ее эффективность во многом зависят от заинтересованности, целеустремленности пациента.
- Логопедические занятия проводятся в форме беседы – специалист не использует в работе игровые приемы.
- На уроках применяют сложные методики, не подходящие для детской практики.
- Особенности речевых нарушений – у взрослых они имеют длительный устойчивый характер. Поэтому исправление даже одного звука может повлиять на качество связной речи.
Перед началом занятий логопед должен четко ставить цель, объяснять для чего выполняется упражнение. Часто при работе со взрослыми людьми используют диктофон, чтобы наглядно продемонстрировать успехи коррекционной работы. Создание ситуаций успеха позволяет повысить результативность занятий.
Особенности коррекционной работы при разных нарушениях
При исправлении речевого дефекта нужно учитывать этиологию их появления. Устранив причину нарушения – вы устраните сам дефект. Структуру занятий логопед составляет после результатов диагностики.
- При нарушении звукопроизношения основной упор делают на артикуляционную гимнастику, формирование речевого дыхания. Логопедическая работа в этом случае состоит из подготовительного этапа, постановки, автоматизации звука, дифференциации. Еще одно важное направление – работа над фонетико-фонематическими процессами.
- При расстройствах голоса, тембра и дикции в занятия включают артикуляционную и дыхательную гимнастику; выразительное чтение, произнесение фраз с разной высотой голоса; проговаривание скороговорок с четким произношением звуков.
- При заикании ведут работу по следующим направлениям: нормализация мышечного тонуса; формирование речевого дыхания; артикуляционная гимнастика; формирование коммуникативных навыков; создание речевых шаблонов для определенных ситуаций; коррекция темпо-ритмической стороны речи.
- Коррекционная работа при афазии зависит от ее формы. Основная задача логопедической работы – это возвращение умения пользоваться речевыми компонентами.
- При дисграфии и дислексии структура занятий зависит от формы нарушения. Упор делается на коррекции моторной сферы. Если необходимо, проводится работа над произносительной стороной речи, фонетико-фонематическими процессами или формированием оптико-пространственных представлений.
От правильно подобранных методик зависит результативность занятий. Также логопед дает задания на дом, чтобы взрослый человек мог закреплять полученные навыки.
Длительность занятий и возможный результат
Продолжительность коррекционной работы зависит от структуры речевого дефекта. Даже с легким нарушением занятия могут длиться несколько месяцев, потому что иногда возникают затруднения на этапе автоматизации в связной речи. При работе со взрослыми людьми немаловажную роль играет их целеустремленность, заинтересованность в совершенствовании речи.
Для большей эффективности объясните близким клиента важность логопедических занятий. Их поддержка окажет большую помощь в коррекции. Прогноз исправления дефекта зависит от его сложности и правильности подобранных методик.
Стоимость логопедических услуг для взрослых людей
Цена зависит от региона, квалификации специалиста, но в среднем стоимость составляет 1 400 рублей за 30-40 минут. В некоторых медицинских учреждениях по направлению от врача занятия с логопедом могут быть бесплатными.
Конечно, взрослый человек может попробовать самостоятельно исправить свою речь. Но логопед правильно определит причину появления дефекта, подберет подходящие коррекционные методики. Не нужно считать, что заниматься с логопедом можно только детям: и у взрослых есть возможность сделать речь грамотной и красивой.
Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/logoped-dlya-vzroslyh/
Консультация детского логопеда — информация для родителей
Дети, имеющие речевые проблемы, становятся замкнутыми, мало общаются со сверстниками, как следствие, начинают отставать и в интеллектуальном развитии. Не лучше ли вовремя справиться с нарушениями и помочь ребенку адаптироваться в обществе?
Когда пора к логопеду?
Мнение, что логопед работает только со старшими дошкольниками, уже устарело. Наиболее подходящим возрастом для выявления речевых проблем и работы по их коррекции, считается 2-3 года. Уже у таких малышей специалист легко может определить наличие нарушений в развитии речи.
Всем известно, что проблему легче предупредить, чем исправить. Если речевые нарушения не исправлять в раннем возрасте, они только усугубляются, создавая условия для отставания и в формировании высшей психической деятельности.
Если вы заметили, что:
- у младенца в полгода не появляется гуление и лепет;
- годовалый малыш не начинает произносить первые слова;
- двух-трехлетка не строит простые предложения;
- у ребенка маленький словарный запас;
- плохо выговариваются звуки;
- есть проблемы с вниманием, памятью,
запишитесь на консультацию к логопеду!
Чем поможет логопед ребенку?
Специалист оценит логопедический уровень ребенка, выявит имеющиеся проблемы в речевом и неречевом развитии, наметит план коррекционной работы.
Логопед поможет ребенку:
- Научиться правильно произносить звуки родного языка. Значит ребенок сможет хорошо общаться с друзьями, его будут понимать и взрослые, и сверстники, он не будет испытывать неловкость и неудобство из-за искаженного звукопроизношения.
- Различать на слух звуки, что способствует правильному письму, устранит ошибки при чтении и написании текста, предупредит возникновение дислексии и дисграфии.
- Научиться красиво рассказывать, строить связную речь, без чего невозможно ни общение, ни изучение школьных предметов, требующих пересказа и устных ответов.
- Улучшить работу мелкой моторики, координировать движения пальцев, а значит впоследствии научиться красиво писать и рисовать. Кроме того, такая работа стимулирует общее формирование речевых навыков.
- Развить память, воображение, образное мышление, без которых невозможно изучение точных наук.
Зачем нужна консультация логопеда родителям?
Как правило, на консультацию логопеды просят обязательно прийти родителей ребенка. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы получить необходимую информацию о течении беременности и родов, о том, как развивался ребенок в ранний период жизни.
На основе этой информации логопед делает выводы о возможных причинах нарушений и, следовательно, планирует тактику коррекционной работы.
Во-вторых, важно, чтобы члены семьи правильно понимали, что происходит с ребенком, умели заниматься дома и помогать развитию речи.
Что расскажет логопед родителям:
- Объяснит, каков уровень речевого развития у ребенка, соответствует ли он возрастным нормам.
- В случае наличия нарушений речи, расскажет о планах по коррекции, даст рекомендации по занятиям в центре и дома.
- Предложит варианты посещения специалистов для проведения уроков.
- Поможет разобраться в том, как помогать ребенку в развитии речи дома, как выполнять данные логопедом задания, как выражать поддержку и создавать благоприятный климат в семье.
- Даст рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка, укажет, на какие моменты обращать особое внимание.
Помимо прочего, логопед ответит на возникшие вопросы родителей о проходящих занятиях, о динамике коррекционной работы, о сроках коррекции.
Как проходят занятия?
Основным правилом при коррекционной логопедической работе является комфортное психологическое состояние ребенка.
Все занятия с дошкольниками проводятся в форме игры и не занимают более 45 минут. Для того чтобы дети не уставали, во время урока виды деятельности часто меняются.
Это позволяет логопеду провести всестороннюю работу за один урок, проведя все необходимые упражнения — от артикуляционной гимнастики до дидактических игр.
Определить заранее, как много времени займет коррекция, довольно сложно.
Все дети индивидуальны, поэтому только после консультации и начала занятий специалист может предсказать примерные сроки.
Крайне важно, чтобы дома ребенок продолжал заниматься и поддерживал выработанные навыки. Именно поэтому участие родителей в процессе работы просто необходимо. Чем последовательнее и активнее будет проходить работа, тем быстрее ребенок справится с проблемой.
В каком возрасте нужно обращаться за консультацией к логопеду?
Как мы уже говорили, классическое мнение, что до 5 лет к логопеду идти рано, в корне неверно. Специалисты утверждают, что возраст активного формирования речи — это 2-3 года. Именно тогда и нужно первый раз прийти на консультацию. И, если ребенок не говорит в 2-3 года, то к логопеду-дефектологу нужно идти обязательно!
Если у ребенка обнаружатся какие-то нарушения, их значительно проще будет устранить. Логопед даст родителям рекомендации о дальнейшей работе по развитию речи.
Означает ли это, что больше логопед ребенку не понадобится? Отнюдь. Желательно посещать специалиста раз в году. Каждому возрасту — свои нормы и уровни развития. То, что было замечательно в 3 года, в 4 уже недостаточно. Поэтому нужно получить консультацию и своевременно оценить степень развития речи.
Правильная и грамотная речь даст ребенку возможность стать успешным в будущем. Детство — важный этап в становлении личности и задача родителей не упустить этот период.
Источник: http://karkusha.su/konsultatsiya-detskogo-logopeda-dlya-roditeley/
Логопед не поможет: нарушения речи, с которыми справятся только врачи
Как распознать у ребенка речевые нарушения, с которыми родителям надо вести ребенка не только к логопеду.
Рассказывают специалисты «Детской академии речи» и Центра речевой неврологии «ДокторНейро».
Для каждого родителя рождение малыша — это тот удивительный и ни с чем не сравнимый момент, когда общение с крохой раз и навсегда из заочного превращается во взаимное.
Сначала первый тактильный, а потом и первый зрительный контакт, первый сфокусированный взгляд, первая реакция (какой большой спектр эмоций!), первая улыбка, первое гуление и, наконец, первая речь.
Ребенок не рождается со сложившейся речью, он идет к ней постепенно: учится правильно и четко произносить звуки, двигаться от слогов к словам, связывая слова друг с другом, строить фразы, внятно и последовательно излагать мысли.
Но иногда случается, что время идет, а первых слов все нет и нет. Или речь появляется, но неразборчивая, непонятная, о смысле слов приходится только догадываться. И эти наступающие на разных этапах жизни ребенка отклонения в речи, конечно же, вызывают у родителей тревогу.
И в большинстве случаев первое, а порой и единственное, что приходит в голову таким родителям — искать помощи у логопеда.
Но вот вопрос — в каждом ли случае логопед способен помочь? Всегда ли он может решить проблему нарушения речи самостоятельно? Попробуем разобраться.
Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений. То есть, судя по этому определению, логопед работает с уже очевидным проявлением проблемы: исправляет неправильную речь.
Это проявление — нарушение речи — может быть до какой-то степени индивидуальной особенностью малыша, а может быть симптомом какого-либо нарушения, у которого есть медицинская причина — что-то такое, что случилось с организмом ребенка и повлекло за собой сбой в развитии речи.
Что это значит?
А то, что логопед не врач, и он не занимается лечением причины нарушения речи.
Если нарушение речевого развития — это симптом, проявление какого-либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других врачей и специалистов.
Сам по себе, без комплексного подхода к устранению причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший, грамотный специалист всегда сообщит родителям.
Не секрет, что нормативный процесс формирования речи у всех детей протекает по одинаковому сценарию. И существуют возрастные нормы этого процесса — в определенные моменты жизни ребенок должен обладать определенными речевыми навыками.
Несоответствие этим нормам свидетельствует о том, что что-то в развитии ребенка происходит не так.
Но, с другой стороны, дети все-таки разные и нельзя требовать, чтобы все они развивались как по команде. Несмотря на то что возрастные нормы развития речи существуют, допускаются некоторые вариативные колебания вокруг ключевых показателей этих норм в ту или другую сторону.
Проблема заключается в том, что до 2,5 лет довольно трудно однозначно утверждать, лежит ли в основе речевых нарушений какая-либо медицинская причина или они являются допустимыми вариациями нормы (развитие происходит полноценно, но с опозданием: структуры мозга созревают чуть позже).
Что это значит? Что во втором случае помощи логопеда может быть вполне достаточно, а в первом к процессу коррекции речевых нарушений необходимо подключение других врачей и специалистов.
Если до 2,5 лет поведение ребенка не вызывает тревоги (малыш активен, контактен, играет с другими детьми, узнает близких, у него выражена реакция оживления), а коррекционные занятия дают результат, то, скорее всего, помощи логопеда будет достаточно — специалист «подгонит» речь ребенка под возрастные нормы.
Но если занятия с логопедом не имеют положительной динамики или наряду с речевыми проблемами проявляются какие-то другие настораживающие признаки, уместно говорить о наличии органических причин нарушения речи.
В таком случае на помощь только логопеда полагаться опасно и однозначно стоит пройти комплексное диагностическое обследование.
И вот почему: чем ближе подходит время к 2,5-3 годам, тем отставание в речи ребенка становится более значительным и заметным. Его все сложнее интерпретировать как индивидуальную особенность развития.
Скорее всего, нарушение развития речи не будет единственным проявлением проблемы.
У малыша могут наблюдаться определенные особенности в поведении (специалист может увидеть их и раньше, но к этому возрасту они становятся более выпуклыми).
Например, ребенок на фоне затруднений с речью может не реагировать на обращенную к нему речь, не смотреть в глаза, не пытаться вступить в контакт с другими детьми, не проявлять интереса по отношению к другим людям, демонстрировать однообразие в играх, моторную неловкость. Такие особенности поведения говорят о том, что малыш может находиться в аутистическом спектре и ему требуется помощь не только и не столько логопеда, сколько невролога, невропатолога, дефектолога, нейропсихолога, а иногда и генетика.
Или, например, другой вариант проявления нарушения речевого развития: ребенок не замыкается, охотно настроен общаться, интеллектуально развит, но его речь непонятна. Он говорит на тарабарском языке, добавляя для убедительности к «словам» паралингвистические средства — мимику, жесты, интонацию.
Скорее всего, это неврологическое нарушение алалия. Участки головного мозга малыша, отвечающие за его речь, повреждены.
Такому ребенку однозначно требуется помощь речевого невролога вкупе с нейропсихологом и логопедом.
Ребенок может вообще замкнуться, отказаться разговаривать в принципе. И при этом его интеллект также сохранен, к тому же нет никаких органических патологий. Это классический невроз. В основе такого поведения исключительно психологические причины, и справляться с таким речевым негативизмом должен психолог.
Проблемы со слухом, определенно, являются причиной нарушения качества речи! Конечно, без помощи врача-сурдолога не обойтись. А в случае высокой степени потери слуха ребенку необходимы занятия не столько с логопедом, сколько с сурдопедагогом.
Отсутствие речи у ребенка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков может стать основанием для осмотра органов его артикуляционного аппарата (полости рта, мягкого и твердого неба, костного строения черепа, челюстей). И без исправления каких-либо дефектов помощь логопеда невозможна.
Возраст три года — это пограничный рубеж.
Если к трем годам речь не выправилась, развивается неполноценно или не развивается вообще, к помощи речевого невролога стоит обратиться даже в том случае, если комплексное диагностическое обследование не выявило у ребенка каких-либо ярко выраженных патологий и нарушений развития.
Речевое отставание после трех лет становится причиной для отставания уже развития психического.
Дело в том, что человеческая психика до определенного возраста проходит обязательные поэтапные ступени развития. Нормальное психическое развитие происходит только в том случае, если последовательно пройдена каждая ступень. Речь — одна из этих ступеней.
Как только ребенок заговорил (а именно начал общаться с помощью речи), его психика начинает в своем развитии опираться на это умение говорить, на эту приобретенную способность к коммуникации. Речь не дана человеку, чтобы просто произносить слова. Смысл речи — в общении! И без подключенного в определенный момент опыта общения психика не может дальше развиваться полноценно.
Именно поэтому, начиная с 3-3,5 лет, речь ребенка должна войти в норму как можно быстрее.
А что это значит? Это значит, что мозг малыша должен работать в режиме гиперактивности.
С одной стороны, ему приходится догонять свой возраст, а значит, работать с большим усилием, но, с другой стороны, пока он догоняет, время не стоит на месте, и мозгу ребенка приходится идти на опережение — одновременно развиваться «сейчас» и наверстывать упущенное ранее.
Это и есть режим гипернагрузки. Но человеческому мозгу присуща одна особенность:
когда обстоятельства загоняют его в режим перегрузок, он включает механизмы самозащиты и начинает сам себя оттормаживать.
Без визита к неврологу и медикаментозной поддержки здесь не справиться. Ее назначение в данном случае — работать и на устранение причины нарушения, и на оказание помощи мозгу для переключения в «турборежим».
Отказываться в такой ситуации от помощи невролога и подвергать мозг ребенка перегрузкам не стоит. Помощи одного логопеда тут точно недостаточно.
Но не будем умалять роль логопеда. Она огромна и не ограничивается, как можно было бы подумать, одной постановкой звуков.
Ведь наша речь — это не только правильное звукопроизношение, но и фонетико-фонематическое восприятие звука (умение определенных зон коры головного мозга различать звуки), словарный запас и грамматический строй (умение правильно образовывать формы слов и новые слова, соединять слова в предложения), связная речь (умение связно составлять рассказы, сочинять, придавать речи образную окраску). И всеми этими настройками занимается логопед.
Но есть одно «но», когда логопед не поможет: помощь специалиста не будет полноценной, если родители полагаются исключительно на его работу.
С ребенком нужно обязательно говорить! Как можно больше.
И обязательно на равных. Не только в рамках бытового общения, и не в формате сказки на ночь, и тем более не для того, чтобы сделать ему внушение.
Нет, нет и нет! Обсуждать, интересоваться, делиться, говорить, говорить, говорить.
Только так, и никак иначе!
Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/logoped-ne-pomozhet-narusheniya-rechi-s-kotorymi-spravyatsya-tolko-vrachi.htm
Стоил ли лечить ребенка с задержкой или нарушением речевого развития у невролога? — ноотропы для детей для развития речи
- тоит ли лечить ребенка с задержкой или нарушением речи у невролога?
- Следует понимать, что почти все нарушения речи возникают вследствие неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно — нарушений работы мозга, центральной нервной системы, отклонений в строении артикуляционного аппарата, генетических или же психических расстройств.
- Изучая анамнез детей с патологией речи, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии или его нарушения. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что нарушением речи часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с нарушением речевого развития в большей степени «пострадали» зоны, которые отвечают за речь, и в результате речевое, а иногда и психическое развитие задерживается или нарушается.
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит.
Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.
Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция! К сожалению, многие родители считают, что нарушение речи «лечат» логопеды, но логопеды — это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить, но в некоторых случаях этого крайне недостаточно!!!Таким образом, большинство речевых нарушений требует не только педагогической коррекции, но и НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ!Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития или к его нарушению.Лучше всего, чтобы невролог или психоневролог, консультирующий по вопросам патологии речи, имел большой опыт работы с такими нарушениями.
Какие существуют методы лечения? Лекарственная терапия — среди препаратов, которые применяются для лечения, есть и те, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты, «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
Краткий обзор ноотропных и других препаратов, применяемых при лечении речевых нарушениях.НАЗНАЧАЕТ ПРЕПАРАТЫ ТОЛЬКО ВРАЧ! Не занимайтесь самолечением, это опасно! Ноотропы — это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, облегчают процесс обучения, улучшают память, стимулируют интеллектуальную деятельность.
Энцефабол — препарат, который улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, снижает вязкость крови и улучшает кровоток. Улучшает кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их оксигенацию (насыщает кислородом), усиливает обмен глюкозы.
Этот препарат «растормаживает» речь. Действует возбуждающе на неспокойных детей. После окончания курса лечения всё проходит.
Пантогам (гопантеновая кислота) — это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС.
Препарат улучшает энергетический обмен в мозге, и другие различные виды обмена в клетке, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения.
Повышает умственную и физическую работоспособность.
Пантогам своего рода «витаминки» для мозга. Препарат неплохой, практически все речевики на нем хорошо идут. Часто применяют в связке с глицином, ведь глицин усиливает действие гопантеновой кислоты. Результат от него заметен, но менее выражен, чем от энцефобола.
Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность, повышает умственную работоспособность и социальную адаптацию, облегчает засыпание и нормализует сон.
Фенибут облегчает передачу нервных импульсов в ЦНС. Улучшает функциональное состояние мозга засчет нормализации обмена веществ в тканях и влияния на мозговое кровообращение. Снижает чувство тревоги, напряженности, беспокойства и страха, уменьшает раздражительность, эмоциональную лабильность, повышает умственную работоспособность.
Иногда эффект бывает диаметрально противоположным (
т.к. фенибут больше нейролептик, чем ноотроп). После отмены препарата эффект исчезает в течение нескольких дней.
Семакс влияет на процессы, связанные с формированием памяти и обучением.
Усиливает избирательное внимание в момент восприятия и анализа информации, улучшает закрепление памятного следа и его хранение, что находит применение, как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной неврологической патологией, в том числе и детей речевыми нарушениями.
Удобен в применении — не надо ребёнка уговаривать выпить лекарство, просто закапал в нос и всё. Препарат быстро всасывается со слизистой оболочки носовой полости, быстро проникает в мозг. И курс лечения этим средством в отличие от других ноотропов очень короткий — 3-5 дней. Лечебный эффект то него хороший, стойкий. Однако недостатком семакса являются его строгие условия хранения — он постоянно должен лежать в холодильнике (теряет лечебные свойства при температуре выше +10 гр.).
Церебролизин повышает эффективность энергетического обмена веществ в мозге, предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, оказывает положительное влияние при нарушениях познавательных функций, улучшает концентрацию внимания, процессы запоминания.
Очень результативный препарат. Эффект от лечения заметен сразу после проведения курса лечения.
Кортексин улучшает процессы обучения и памяти, стимулирует процессы самовосстановления в головном мозге, ускоряет восстановление функций головного мозга после стрессорных воздействий.
Препарат хороший, большое количество детей, которые на нём отлично идут.
Церепро улучшает кровоток и усиливает обменные процессы в ЦНС, оказывает положительное влияние на познавательные и поведенческие реакции больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, восстанавливает сознание при травматическом поражений головного мозга.
Этот препарат российский аналог глиатилина. Активизирует познавательные процессы, стимулирует развитие речи. Выбирать какие из описанных препаратов показаны конкретному ребёнку может только врач, ведь несмотря на один диангоз, динамика у разных детей очень варьирует, так как степень поражения речевых зон и причины различны, а следовательно и результаты лечения могут различаться.
Кроме неврологических препаратов следует в обязательном порядке давать препараты йода, так как от него напрямую зависят умственные способности. А в нашем регионе наблюдается недостаток этого химического элемента.
Советы логопеда, материалы для занятий в домашних условиях и бесплатная консультация логопеда он-лайн http://logoped-lapteva.ucoz.ru/
Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/babyspeech/26223
Консультация логопеда — цены в Москве
читать далее
Логопед – это специальный педагог, занимающийся коррекцией нарушения речевой деятельности у детей и взрослых. В дословном переводе с греческого «логопед» означает «воспитатель речи».
В России логопеды являются коррекционными педагогами (дефектологами), в отличие от многих зарубежных стран, где логотерапевт, или речевой терапевт, – это медицинская специальность.
На современном этапе отмечается тенденция к выделению различных направлений внутри логопедии – в клиниках и речевых центрах сегодня можно встретить специалистов по раннему развитию речи, заикологов, афазиологов, фонопедов.
Кроме того, многие логопеды имеют дополнительную специальность – олигофренопедагог или нейропсихолог.
Стоимость консультации логопеда в Москве
- Консультация логопеда (первичная) ~ 1 592р.436 цен
- Консультация логопеда (повторная) ~ 1 556р.138 цен
Логопед – это специальный педагог, занимающийся коррекцией нарушения речевой деятельности у детей и взрослых.
В дословном переводе с греческого «логопед» означает «воспитатель речи». В России логопеды являются коррекционными педагогами (дефектологами), в отличие от многих зарубежных стран, где логотерапевт, или речевой терапевт, – это медицинская специальность.
На современном этапе отмечается тенденция к выделению различных направлений внутри логопедии – в клиниках и речевых центрах сегодня можно встретить специалистов по раннему развитию речи, заикологов, афазиологов, фонопедов.
Кроме того, многие логопеды имеют дополнительную специальность – олигофренопедагог или нейропсихолог.
Принято считать, что логопед – это исключительно детский специалист. Это мнение ошибочно. Логопедическая помощь может потребоваться как ребенку, так и взрослому.
С профилактической целью нормально развивающегося ребенка рекомендуется показать логопеду в 2-2,5 года, чтобы специалист оценил темп и ход речевого развития.
Дальнейшие плановые визиты обычно совершаются в 4-5 лет и перед поступлением в школу – в 6,5-7 лет. Внепланово проконсультироваться у логопеда необходимо в следующих случаях:
- На первом году жизни — если младенец не гулит (в 2-3 мес.), не лепечет (в 6- 7 мес.), к году не начинает произносить первые слова.
- На втором году жизни – если ребенок не произносит лепетные (аморфные) слова, не понимает смысл обращенной речи, не выполняет короткую речевую инструкцию, к 2 годам не говорит фразой из двух слов.
- На третьем году жизни – если имеет место отставание в ходе речевого развития (плохое понимание обращенной речи, незнание общеупотребительных и обиходных слов, бедная лексика, неспособность к запоминанию сказок и коротких стишков), речевой негативизм.
- В дошкольном возрасте – если в речи появились запинки, имеется общая невнятность или обедненность речи, к 5-6 годам сохраняются нарушения произношения каких-либо звуков (отсутствие, взаимозамены, искажение — шепелявость, картавость и др.), требуется подготовка ребенка к школе (обучение чтению, подготовка руки к письму).
- Во взрослом возрасте – если речевые дефекты не были исправлены в детском возрасте и препятствуют общению, профессиональной самореализации, карьерному росту, а также в тех случаях, когда произошел распад ранее сформированной речи (вследствие болезни человек утратил способность разговаривать или понимать окружающих).
Логопеды проводят прием в специализированных речевых центрах, поликлиниках, многопрофильных больницах, где имеются отделения нейрореабилитации, логопунктах образовательных и воспитательных учреждений.
При наличии выше перечисленных проблем направление к логопеду может выдать педиатр или невролог, однако не исключается и самостоятельное обращение.
Заключение логопеда о состоянии речи также требуется при оформлении медицинской карты по форме 026/у-2000 перед поступлением ребенка в школу.
Чем занимается логопед?
Логопед проводит коррекционные занятия по развитию речи и исправлению речевых дефектов.
Это очень востребованный специалист: по самым скромным подсчетам, около половины детей-дошкольников, имеют фонетическое или фонетико-фонематическое недоразвитие речи и нуждаются в систематической логопедической помощи.
Значительно возросло количество детей с тяжелой речевой патологией (алалия, дизартрия, ОНР), сочетанными и комбинированными нарушениями развития. В число основных патологий речи, с которыми приходится иметь дело логопеду, входят:
- Нарушения произношения. К данной группе речевых нарушений относятся дислалия (механическая и функциональная), дизартрия различной степени тяжести, ринолалия, а также расстройства голосообразования – дисфония и афония. Эти патологии сопровождаются дефектами «внешней», разговорной речи – звуковыми, интонационными, просодическими, фонематическими, делают речь невыразительной и малопонятной для окружающих.
- Расстройства темпа и ритма. Ускорение или замедление речи, изменение ее плавности и мелодичности также негативно сказывается на восприятии и понимании высказывания собеседника. Поэтому логопеды проводят коррекционное обучение при заикании у детей и взрослых, тахилалии, брадилалии, клаттеринге.
- Нарушения внутренней речи. Это неспособность к программированию речевой операции и ее последующей реализации. Может быть врожденной или рано возникшей (сенсорная и моторная алалия) либо приобретенной уже после завершения формирования речи (различные формы афазии). Это одни из самых сложных нарушений в логопедии, поскольку этиологически связаны с органическими поражениями головного мозга в результате внутриутробных воздействий, родовых травм, инсультов, ЧМТ.
- Нарушения письменной речи. Относятся к специфическим расстройствам учебных навыков, которые развиваются на основе вовремя не устраненных ФФН и ОНР. Включают дислексию, дисграфию, дизорфографию. Подлежат логопедической коррекции в начальной школе.
- Системные нарушения речи. Логопедическое сопровождение требуется детям с некоторыми врожденными патологиями: расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, ДЦП, синдромом Дауна, множественными нарушениями развитиями. В некоторых случаях (например, при тяжелых формах аутизма) максимально возможным результатом может являться не появление речи как таковой, а развитие у ребенка способности к альтернативной коммуникации – умения выражать свои потребности с помощью специальных жестов или карточек.
Как подготовиться к приему логопеда?
Планируя встречу с логопедом, следуют определиться, где удобнее ее провести: в учреждении или у себя дома. В некоторых ситуациях целесообразно пригласить логопеда на дом (например, к ребенку до года, ребенку-аутисту или маломобильному пациенту).
Если же планируется визит в учреждение, тогда следует предусмотреть удобное время, чтобы ребенок был отдохнувшим, а после последнего приема пищи прошло не менее двух часов.
Очень важно, чтобы на момент консультации ребенок не был болен инфекционными заболеваниями, у него было свободное носовое дыхание, отсутствовали кашель и температура. На прием следует взять дневник развития ребенка, медицинские заключения и направления.
Можно прихватить с собой любимую игрушку, выучить стишок или сказку, чтобы малыш чувствовал себя более непринужденно. Последнее требование не является обязательным, поскольку опытный логопед сумеет разговорить даже самого упорного молчуна.
Как проходит прием логопеда?
Продолжительность консультации зависит от вида речевого нарушения, возраста пациента, его соматического и психического статуса, цели приема – диагностической или коррекционной.
В типичных случаях первичный развернутый прием логопеда длится 1 час. Однако если пациент быстро утомляется или испытывает коммуникативные сложности, то консультация может быть сокращена до 30-40 мин.
, а часть обследования перенесена на следующую встречу. Основные этапы диагностического приема логопеда включают:
- Установление контакта. При первом визите происходит знакомство логопеда с ребенком и его родителями или взрослым пациентом. Важным залогом последующей успешной работы является взаимное расположение и откровенность. Установить доверительные отношения с ребенком позволяет использование игровых моментов в процессе общения.
- Изучение анамнеза и жалоб. В ходе беседы с родителями логопед подробно выясняет перинатальный анамнез ребенка (течение беременности и родов у матери, вес, рост ребенка, оценку по Апгар при рождении), раннее физическое и психическое развитие, перенесенные заболевания. Особое внимание уделяется времени появления предречевых реакций, первых слов и фраз, языковой среде, в которой воспитывается ребенок. Уточняется цель визита и жалобы, изучаются медицинские документы и представленные врачебные заключения.
- Обследование артикуляционного аппарата. После предварительной беседы логопед переходит к обследованию речевой моторики. Оно заключается в выполнении ряда артикуляционных упражнений, в ходе которых логопед оценивает силу, точность, объем, переключаемость речевых движений. Обращается внимание на наличие саливации, гиперкинезов, синкинезий, девиации языка, судорожных сокращений мускулатуры, дисфагии. Обследование ребенка обязательно проводится в присутствии его законного представителя.
- Обследование речевой функции. На данном этапе с помощью наглядного материала логопед последовательно уточняет звукопроизношение, слоговую структуру, фонематический слух, словарный запас, грамматические представления, при сформированности чтения и письма – исследует эти навыки. Сложность предъявляемого материала и ход обследования зависят от возраста, интеллектуальной сохранности пациента, типа предполагаемого нарушения. Все сведения логопед заносит в специальный документ – речевую карту. По итогам обследования делается логопедическое заключение о состоянии речевой функции.
- Составление плана коррекционной работы. В заключении консультации логопед сообщает родителям или самому пациенту свои выводы, обосновывая их результатами наблюдения. На основании полученных данных логопед предлагает план коррекционной работы, обговаривает с пациентом кратность занятий в неделю, необходимость выполнения домашних заданий. Для достижения лучшего эффекта коррекционной работы может потребоваться включение в коррекционный курс артикуляционной и пальчиковой гимнастики, су-джок-терапии, логопедического массажа, аппаратных методик (электростимуляции, сенсорной стимуляции и др.).
Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/treatment/consultation-logopaedics/logopedist